Кафедра народонаселения
Экономического факультета
МГУ имени М.В.Ломоносова
  • Валентеевские чтения
    • XI Валентеевские чтения
    • X Валентеевские чтения
    • IX Валентеевские чтения
    • VIII Валентеевские чтения
    • VII Валентеевские чтения
    • VI Валентеевские чтения
    • V Валентеевские чтения
    • IV Валентеевские чтения
    • III Валентеевские чтения
    • II Валентеевские чтения
  • О кафедре
    • История кафедры
    • Сотрудники
      • Калабихина Ирина Евгеньевна
      • Калмыкова Наталья Михайловна
      • Кучмаева Оксана Викторовна
      • Николаева Ульяна Геннадьевна
      • Денисова Ирина Анатольевна
      • Кузнецова Полина Олеговна
      • Казбекова Зарина Германовна
      • Колотуша Антон Васильевич
      • Авдеева Мария Александровна
      • Зайцев Илья Сергеевич
      • Работавшие ранее
        • Катран Александр Владимирович
        • Шамсутдинова Виктория Шамилевна
        • Моисеева Дарья
        • Шайкенова Жадра
        • Ивахнюк Ирина Валентиновна
        • Ионцев Владимир Алексеевич
        • Алешковский Иван Андреевич
        • Зверева Наталия Викторовна
        • Тышкевич Виктория Петровна
        • Нисанов Яхья Исайевич
    • Учебная работа
    • Научная деятельность
      • Научная инфографика
      • Регулярные конференции
      • Научные проекты
      • Работы аспирантов и соискателей
    • Партнеры и проекты кафедры
  • Студенты
    • Бакалавры
    • Магистры
    • Аспиранты
    • Стипендии для студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры
    • Научный старт: публикации бакалавров и магистров
    • Выпускники
      • Кандидаты наук
      • Доктора наук
  • Программы
    • Бакалавриат
    • Магистратура
    • Аспирантура
    • Демографический клуб
    • Дополнительное образование
      • Анализ данных с использованием IBM SPSS Statistics
      • Качественные методы исследования и контент-анализ
      • Вопросы реализации государственной демографической политики
      • Демография для преподавателей ВУЗов
      • «Как сделать научное исследование: методология, инструменты, методы»
      • Методы исследования потребительского поведения на финансовом рынке
    • Проблематика исследовательской работы студентов
  • Новости
  • Библиотека
    • Учебные материалы и пособия
    • Демография онлайн
    • Серия «Качественные исследования в экономике и демографии»
    • Серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир»
    • Полезные ссылки
  • Универсиада
    • 2024/2025 Универсиада по экономике народонаселения и демографии
    • 2025/2026Универсиада по экономике народонаселения и демографии
    • 2023/2024 Универсиада по экономике народонаселения и демографии
    • 2022/2023 Универсиада по экономике народонаселения и демографии
    • 2021/2022 IV Олимпиада по экономике народонаселения и демографии
    • 2020/2021 III Олимпиада по экономике народонаселения и демографии
    • 2019/2020 II Олимпиада по экономике народонаселения и демографии
    • 2018/2019 I Олимпиада по экономике народонаселения и демографии
  • Журнал «Население и экономика»
  • Контакты

Профессор И.Е. Калабихина выступила на онлайн-конференции «Партнерства в цифровом образовании 2022–2030»

Профессор И.Е. Калабихина выступила на онлайн-конференции «Партнерства в цифровом образовании 2022–2030»

С 31 января по 4 февраля проходила Х Зимняя школа преподавателя, в которой участвовало свыше 7300 слушателей из России и зарубежных стран.
Тема Школы: «Партнерства в цифровом образовании 2022—2030». 

В рамках Школы состоялся исследовательский семинар «Демографические тренды и перспективы образования», на котором доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой народонаселения экономического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, главный редактор журнала Population and Economics («Население и экономика») И.Е. Калабихина  рассказала о глобальных демографических переменах и о том, как демографические тренды могут влиять на перспективы образования.  

Основные тезисы выступления:

1) Про демографический переход. «Демографические процессы, такие как рождаемость и смертность, очень сильно изменились - уровень рождаемости и смертности снижается. До XX века продолжительность жизни была примерно 30 лет. В 2020 г. практически во всех странах, даже африканских, продолжительность жизни увеличилась до 60 лет благодаря снижению младенческой смертности. Ряд стран перешли планку 80 лет благодаря успехам в росте продолжительности жизни в старших возрастах. До XX века уровень рождаемости был 5-7 детей на женщину. В 2020 г. в среднем в мире рождаемость упала до 2,4 статистических детей на 1 женщину. Неравномерное снижение рождаемости и смертности (смертность, как правило, опережала рождаемость) привело к бурному росту численности населения. И эти тенденции сейчас называют демографическим переходом: мир из одного состояния почти перешел в другое.

2) Про его последствия. "Помимо взрывного роста населения в XX веке (и инерционного роста в XXI веке) демографический переход привел к старению населения в  XXI веке, к росту городов. Важно еще, что население растет неравномерно в разных регионах. Кроме того, происходит дробление домохозяйств. Все эти демографические тенденции увеличат спрос на образование".

3) Как демографические тенденции могут увеличить спрос на образование. «Чем меньше у вас детей, тем больше вы можете потратить на их образование — это рост вложения в образование. Чем дольше вы живете, тем больше спрос на образование в течение жизни. Объем спрос на образование и высшее образование останется высоким, так как численность населения продолжит расти до 2060-80-х гг.  Рост городов приводит к росту спроса на образование, поскольку городская структура экономики требует людей с более высоким уровнем образования. Дробление домохозяйств и рост доли одиноко проживающих людей приведет к росту спроса на образование как на форму проведения досуга. А неравномерный рост населения земли приведет к тому, что рост доля иностранных студентов будет увеличиваться в сложившихся образовательных структурах.

4) Какие важные политические действия надо совершить. "Старение населения требует новых реформ в системе образования. На мой взгляд, необходимо открывать университеты и колледжи для получения второго бесплатного образования после 40 лет, поскольку в течение длинной жизни меняются структура экономики, технологии. Человек, получивший образование в 20—25 лет, не может оставаться до 70 лет с актуальными знаниями. Некоторые люди захотят даже сменить профессию во второй половине долгой жизни».

Школа преподавателя — это научно-практическая онлайн-конференция с международным участием, проходящая дважды в год: в январе и в июне. Уже состоялось 10 Школ. На форуме выступают преподаватели, исследователи, эксперты, руководители образовательных учреждений, представители органов государственного управления образованием.   

Образовательная платформа «Юрайт» представляет учебный контент и обучающие сервисы для высшего и среднего профессионального образования. Издательство «Юрайт» основано в 1996 г. На платформе представлены 2300+ курсов и 10 300+ учебников. Активные пользователи — 2499 учебных заведений, 38 069 преподавателей, 314 987 студентов. Миссия «Юрайта» — повышение качества высшего и среднего профессионального образования.

Юрайт.Академия — образовательный центр повышения цифровых компетенций преподавателей (образовательная лицензия № 039822). Центр проводит общепедагогические и отраслевые онлайн-курсы, Школы преподавателей и конференции, вебинары и иные мероприятия сертификации пользователей платформы «Юрайт». За 2020—2021 учебный год на мероприятиях Юрайт.Академии обучались 20 000 преподавателей страны.

Юрайт.Журнал — площадка для обмена педагогическим опытом и методиками (лицензия СМИ: серия Эл № ФС77-78116 от 13 марта 2020 г.). Юрайт.Журнал освещает важнейшие тенденции в образовании в текстах и видео. У YouTube-канала 9600+ подписчиков и 1 000 000+ просмотров.

05 мар. 2022

На главную страницу!Главная / Новости / Профессор И.Е. Калабихина выступила на онлайн-конференции «Партнерства в цифровом образовании 2022–2030»

Экономический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова

© 2016 Кафедра народонаселения
экономического факультета МГУ

Кафедра

IX Валентеевские чтения
О кафедре Контакты
Сотрудники
Студенты Выпускники

Учащимся

Учебные программы
Выбор темы научной работы
Архив тем научных работ

Библиотека

Исследования
Учебные материалы
Полезные ссылки

Яндекс.Метрика Powered by Dynacont